Верования и праздники древних славян

| Введение | Звериные божества | Человекоподобные божества | Домашние божества | Божества - чудовища | Древний пантеон. |
| Погребальные обряды | Боги земледельческой эпохи | Боги - воины | Календарь |

Боги - воины.

Среди общеславянских богов плодородия особое место занимают воинственные боги, которым приносили кровавые жертвы - Ярило и Перун. Несмотря на глубокую древно-стью а, следовательно, широкую известность этих богов, они были мало почитаемы боль-шинством славянских племен из-за своего воинственного облика.

Ярило - бог весны и веселья. Символ- гирлянда или корона из диких цветов. Свя-щенные животные и растения - пшеница, зерно. Веселый Ярило - покровитель весенних растений. Ярило носит белый плащ и корону из диких цветов и владеет связками пшени-цы и шкивами зерна. Он представлен соломенным идолом. Мати-Сыра-Земля - его жена. Бог зерна, умирающего в земле, чтобы возродиться колосом, он был одновременно и пре-красным и жестоким. Язычникам он представлялся юношей на белом коне, в белой одеж-де, в венке из полевых цветов, со снопом ржи в одной руке и отрубленной человеческой головой в другой. Яриле, как богу смерти и воскрешения приносилась в жертву молодая овца, кровью которой окроплялась пашня, дабы сделать урожай более обильным.

Славянским громовержцем был Перун. Символ - скрещенные топор и молот. Его культ является одним из древнейших и восходит еще к Ш тысячелетию до н.э., когда во-инственные пастухи на боевых колесницах, обладавшие бронзовым оружием, подчиняли себе соседние племена. Перун был в большей степени богом-воином, чем воплощением оплодотворяющих землю весенних гроз, поэтому не удивительно, что вплоть до Х века - времени военных походов киевлян - его культ не занимал центрального места, а в некото-рых областях славянского мира был вообще не известен.

Основной миф о Перуне повествует о сражении бога со Змеем- похитителем скота, вод, иногда светил и жены громовержца.

Перуна называли " княжьим богом", поскольку он был покровителем князей, симво-лизировал их власть. Такой бог был чужд большинству общинных славян-земледельцев, и это равнодушие народа к богу, объявленного верховным, неоднократно наводило ученых на мысль, что Перун - неславянское божество, заимствованное у варягов.


Hosted by uCoz